Что делать?

Мы привыкли постоянно о чем-то думать. С детства родители приучают своих детей планировать события, думать о последствиях и причинах тех или иных поступков. «Поешь за 15 минут, пойдешь гулять!» — для меня эта коварная фраза мамы была просто разрывной бомбой. Я, в свое время, как, собственно, и большинство других детей, мыслил буквально. И, значит, осознавая эту фразу мне приходилось делать сразу несколько вещей одновременно. Во-первых, кушать следовало как можно быстрее. Во-вторых, мне требовалось разбираться в часах. Для этого я уже длительное время задавал людям вопросы: «Сколько времени?» — и анализировал изменение положения стрелок часов. В-третьих, мне нужно было спланировать, чем я буду заниматься на прогулке. Пока все эти мероприятия организуются в поток действий, мне, явно, уже не хотелось гулять.

Так наш ум приучился находиться где угодно, но никак не в настоящем. В какой-то момент, уже во взрослой, осознанной жизни я увидел этот недочет нашего воспитания, понимал отрицательную тенденцию сложившейся ситуации и стал работать над собой. Мне предстоял серьезный труд над качествами своего характера, переосмыслением привычных моделей поведения. Потихоньку, прошлое и будущее отходили на второй план, а настоящее наливалось сочными и яркими красками настоящей жизни.

«В борьбе прошлого с будущим мы теряем настоящее» — таков смысл одной из моих любимых поговорок. Таких речевых изысканий теперь много в моем репертуаре, они помогают вовремя возвращать ум в настоящее, ему свойственно блуждать по различным сферам бытия.

Традиции нашей жизни, общественные принципы побуждают людей постоянно анализировать массу информации. И, в основном, она касается прошлого. Человеческий опыт, события, которые происходят то тут, то там, представляют собой массивный пул данных, который нависает над каждым из нас. Мы смотрим новости, читаем книги, слушаем песни, общаемся, в конце концов. И главной темой этих потоков информации является то, что было.

Самым ненавистным для меня вопросом в одно время стал вопрос: «Что ты думаешь на счет этого?» Он, как бы, невинен, с одной стороны, но, с другой стороны, очень неприятен. Этот вопрос носит скрытое побуждение подумать о чем-то и еще ввязывает нас в пустую дискуссию. Почему это я должен думать об этом? Чем это важнее того, чем занят я прямо сейчас?

Но, со временем, я полюбил этот вопрос. Стоило лишь нащупать достойный ответ. «Я не думаю на эту тему!» — отвечаю теперь я с гордостью – «Она мне неинтересна». И никакие: «…да ты подумай; прими решение; нам важно твое мнение…» — не играют никакой роли для стимуляции моей активности в этом направлении. Теперь я не подаюсь на подобные провокации.

Наши привычные разговоры пусты по содержанию, а по эффекту, зачастую, ведут к определенного рода деградации. Неужели кто-то на самом деле способен всерьез думать, что обсуждения того, как люди проводят время или у кого, что происходит в жизни, может привести к какому-то положительному результату? Мы склонны обсуждать других людей, их поступки, давать оценку их жизнедеятельности, но, в то же время, не видим банальных истин у себя под носом.

Хорошо видна причина, почему не ладятся взаимоотношения у подруги и друга: «Им не хватает уважения, их детям воспитания, и эта парочка неправильно распределяет средства». Они долго так будут мучиться, разыскивая причины своих бед». Но за собой мы не можем увидеть недостатков, даже когда нас тычут в них носом. Обижаемся, воспринимаем советы критически. Склонность человека к эгоцентризму побуждает его ставить себя выше других. Считаем, что все делаем правильно, а другие ошибаются, потому и позволяем себе говорить о других, обсуждая, критикуя, с пристрастием.

Развернув это человеческое качество в благое русло, мы можем, по-настоящему, достичь прогресса. Попробуйте, к примеру, в свои обсуждения, критику добавить обязательным элементом помощь, поддержку обсуждаемым людям. Рассказывайте только о тех ситуациях, где вы приняли участия как помощник. «На девчонку на улице сегодня напал какой-то ненормальный, так я ему приложил два раза в нос и челюсть. Оказалось, это был ее муж…», — здесь есть, что обсудить, есть реакция рассказчика в действии, потому история имеет потенциал к влиянию на жизнь. Но если эту же историю будет пересказывать кто-то, без своего вклада в рассказ, то она окажется пустой, никому не нужной, лишним мусором нашей речи.

Способность говорить дана нам не для развлечения, а в помощь для развития. И в наших силах вернуть ей свое предназначение в активную форму.

Стараюсь обращать внимание ни только на то, что я говорю, как доношу информацию до людей, но и слежу за тем, какое она влияние окажет на них. Мне нужно видеть положительный эффект, тогда я спокоен, что не злоупотребляю своими способностями.

 

 

Иван Пинтийский

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.